Hatred's Log Place

DON'T PANIC!

Feb 26, 2011 - 13 minute read - life

Прикосновение к частичке военной истории

…или как мы отметили 23 февраля.

23 февраля, официальный праздник и выходной - День защитника Отечества, или, ранее: “День советской армии и военно-морского флота”. Хотя в последнее время его и стараются превратить в так называемый “день мужчин”, вроде “нашего ответа” на Восьмое марта.

Дабы не потакать таким тенденциям, решил, что нужно организоваться и провести тематическое мероприятие, благо, что военная сущность и история Владивостока этому крайне способствует. Поэтому выбор был не особенно трудным: организовать экскурсию на один из фортов, познакомить незнающих (а самому освежить в памяти) историю Владивостокской крепости, показать, на конкретном примере, устройство форта, пройтись по его потернам и галереям.

Продумано, высказано, сделано: выбрал 3й Форт - Форт Императрицы Екатерины Великой, так как сам там давно не был, да и не все внутренние части в нем прошёл. Написал в клубную рассылку Гринтура, мол айда! Позже продублировал и на форуме.


Краткий экскурс в историю

Форт №3 - один из фортов главной линии обороны, строившейся по проекту 1910 года. До этого, Русско-Японская война показала несостоятельность текущих фортификационных сооружений. Так, к примеру, по проектам фортов до 1910 года, фланкирующие сооружений, типа капониров или кофров, сооружались во рву, в виде отдельных огневых точек, к ним, в случае опасности, нельзя было оперативно и безопасно перебросить подкрепление. В результате, японцы подавляли их огнём, и овладевали рвом, который становился для них отличным укрытием и плацдармом. На новых проектах же, подобные сооружения соединялись потернами с основными укреплениями. Проект 1910 года включал не только сооружение Владивостокской крепости (хотя условия мира с Японией делали её крайне актуальной: на ТОФ разрешалось иметь всего два крейсера и все оставшиеся на тот момент миноносцы), данный проект включал возведение и крепостей на всей территории России. Но уникальность нашей крепости в том, что она крайне удалена от Москвы и Петербурга того времени, что давало большой простор для деятельности, в частности, при строительстве крепости широко использовался механизированный труд: были возведены канатные дороги для доставки грузов, проложены узкоколейные железные дороги по долинам первой и второй речки, закуплены электрические перфораторы, для выемки грунта использовалась взрывчатка, у каждого форта строилась своя электростанция и временный бетонный завод, использование прожекторов и освещения позволяло вести работы в три смены, был использован только наёмный труд, оплату труда производили вовремя, но деньги, во избежании соблазнов, на руки не давали, а переводили родным и близким работников, поощрялось создание творческих коллективов (не редкостью были ансамбли балалаечников), ведение народных промыслов. Кроме того, удалённость от центра, повлияло и на структуру и проекты фортов: они очень сильно ушли от типового проекта, дабы более полно использовать существующий рельеф местности, как результат, каждый форт - уникальное и, зачастую, блестящее творение инженерной мысли, сочетающие отличный обстрел и малую заметность со стороны. В результате механизации труда и прочим новаторским решениям, к началу Первой Мировой войны, к 1914 году все форты были готовы, примерно на 2/3, и это, всего за 4 года! Стоит и отметить этапность строительства: оно было организовано так, что с начала первых земляных работ, форты можно было уже использовать как оборонительные сооружения!


По отзывам, планировалось человек 5-7, на деле собралось (вместо со мной), аж 15 заинтересованных лиц:

  • ваш покорный слуга (Саша, он же hatred)
  • Рита
  • Саня (Квазик)
  • Коля (live)
  • Катя Кравченко
  • Артём (Тёма, не знаю как тебя дополнительно идентифицировать, поэтому будешь - Sepp :simple_smile:)
  • Саня Вишневский
  • Дмитрий
  • Тоня (сестрёнка Квазика)
  • Серёга (муж Тони)
  • Алёна (девушка, над формой одежды которой все посмеялись)
  • Света Похожалова
  • Валентин
  • Таня (именинница!)
  • Слава

Кто-то уже знаком, кого-то видел впервые, но, всё оказалось дружно и слаженно.

Сбор

Решил, что будем собираться в 10.00 на Дальхимпроме, тем, кто мне звонил, интересовался маршрутами, сказал и про промежуточную точку сбора: 9.15 на Некрасовской, на остановке 9го маршрута. Непосредственно там встретился с Ритой, по дороге в автобус забрались Дима и Саня Вишневский. По дороге получаю SMS от Кати, мол задержится, просила подождать - сразу мысль: “О! Значит таки нас будет больше!”, ибо с этим сообщением и узнал что она будет. В дальнейшем предположение подтвердилось.

На ДХП почти в обязательном порядке посетили магазин, и взяли немного разного перекуса, выйдя, обнаружили ожидающего Артёма.

Хитом стало появление Алёны, Тони и Серёги, особенно Алёны, которую Квазик явно дезинформировал о виде нашей вылазки, о чём красноречиво говорила её одежда: сапожки, колготки, юбка, обычная городская куртка, отсутствие перчаток и наличие дамской сумочки. Вполне естественно, что это вызвало у всех смешки и улыбки. Но! Первый зачёт Алёнке: Она не повернула! Да ещё и уверенно заявила, что будет в итоге чище всех! Ладно, над этим тоже поулыбались, но хотя бы уговорили купать пару рабочих перчаток - что бы руки не гробить, и не морозить.

Вторым хитом стал приезд Квазика и Кати: в маршрутке, на которой они ехали, заклинило дверь, по дороге пассажиры вылазили через окно! На конечной же, всё таки открыли заднюю дверь и высаживались как из БТРа :)

Последним (если не изменяет память) участником, оказалась Таня. Сразу при её появлении послышались радостные возгласы, ибо даже те, кто её не знал, заметили в её руках торт! А пару мгновений спустя узнали и причину: у неё сегодня День рождения! Так и совместили приятное с полезным.

На фон картинки не обращать внимания! :)

Подъём

Все в сборе, даю отмашку и начинаем движение. Поднимаемся там же, где я всегда поднимался, хотя, случайно, вечером 22 узнаю, что там идёт строительство дороги и всё изрядно перекопано так, что старые дороги стали несколько неактуальными. Но что нам кабанам - если что, то пойдем по азимуту, тем более, что у Коли с собой GPS с отмеченной координатой форта.

Ближе к вершине г.Попова (высота №200, на которой и расположен форт) попали в облако. Деревья сказочно преобразились: ветер и влажность облачили их в белый сверкающий наряд.





По пути, показал остовы старой канатной дороги (собственно, именно поэтому мы и сошли с дороги в один момент). Ещё буквально несколько метров и, внезапно, мы натыкаемся на строительство.

Ну и куда идтить? :) Не долго думая, отговаривая Колю делать рискованные кадры (точнее делать их с рискованного места, обрыв-то вниз ой ёй ёй!), проходим дальше, спускаемся на дрогу, рядом, как настоящее чудовище, мелькая в тумане, ворочает грунт экскаватор. Вопросов сразу много: что за дорога, куда ведёт, приведёт ли куда нужно? Ответов нет, поэтому принимаем простое и верное решение: поднимаемся в лоб! Таким образом уже вскоре мы на старой рокадной дороге, с которой, в скором времени (по идее) есть сворот на форт, а ещё через некоторое количество времени, мы уже на дороге, ведущей от главного укрепления к правому редуту.



Форт

И вот мы уже на правом редуте, отсюда и планирую начинать рассказ о самом форте, его устройстве.

<WRAP center round box 80%>Об устройстве форта

Форт №3 представляет собой форт расчленённой конструкции, состоит из трёх частей: главного укрепления, правого редута и левого люнета.

Редут недостроен, часть стрелкового бруствера не залито бетоном, таким образом образуется своего рода разрез, по которому можно оценить масштабы строительства. От редута идёт потерна, соединяющая его с кофром, из которого осуществляется прострел рва. С правой стороны построен барите для выкатного противоштурмового орудия.

Люнет построен полностью, с правой стороны устроен барбет для выкатного противоштурмового орудия. Из укрепления ведут две потерны, которые выше соединяются. Первая потерна, которая находится сразу у левого входа в подбрустверную галерею частично затоплена. Вторая же сухая, из неё идёт ответвление, ведущее на нижний двойной кофр (собственно туда, не имея снаряжения, только по этому ходу и можно попасть, но об это далее), далее она соединяется с первой потерной (можно спуститься вниз к началу затопа), после идёт ответвление на верхний полукапонир (в нормальном состоянии, только через эти ходы, в капонир бы и можно было войти, но сейчас там выломан кусок стены, так есть вход и сверху), затем галерея ведёт выше, где разветвляется на два тупиковых отрезка: левый ведёт к главному укреплению, в нем расположены минные колодцы (для подрыва ходов, если враг ворвался в укрепление), завален у самого входа (уже, видать, в советское время); правый, по замыслу, должен выходить к дороге, соединяющей главное укрепление и правый редут, так же завален у самого входа.

Главное укрепление так же было в основном готово, по сути были не достроены только горжевые казармы, от которых и так было решено отказаться в пользу тоннельных, как более безопасных. Главное укрепление должно было соединяться с казармой посредством двух потерн, в настоящее время доступна только одна, и то, наполовину заложена кирпичной кладкой. Колпак броневого наблюдательного поста отсутствует, вместо него зияет дырка.

Из люнета можно по подземному ходу попасть в нижний двойной кофр. В него имеется и вход со стороны рва, но все лестницы демонтированы, поэтому без риска и без сноровки снизу вверх и сверху вниз попасть проблематично. Вход в противоминные галереи свободен.

В верхний полукапонир, как уже выше писал, можно попасть из люнета или через дырку в стене, через ров (есть тропа от главного укрепления). Лестницы все на месте, но перил нет нигде, отверстия в полу не огорожены, так что нужно быть внимательным и осторожным!

Первым делом мы собрались на поляне возле стрелкового бруствера правого редута, рассказал кратко про этапы строительства владивостокской крепости, про форт, на котором мы находимся.

После чего прошли внутрь в подбрустверную галерею: кто через недозалитый бетоном вырез, кто через сквозник. Спустились так же к ходу, ведущему к кофру, желающие прогулялись и туда.

Далее поднялись на поверхность и рассмотрели все это дело сверху, обращаясь к плану форта, на какие вопросы мог - на те отвечал.

Следующим нашим пунктом стало главное укрепление. Хотя изначально была мысль пройтись по рву от кофра правого редута до нижнего двойного кофра, но очертания рва стали (за 100 лет-то!) крайне нечёткими и обильно поросли деревьями, плюс туман… в общем гремучая смесь для блужданий.

На главное укрепление ведёт хорошая тропа: хоть и круто, но быстро забегаем.



Бегло осматриваем (ветер, влажно, зябко) броневой наблюдательный пост и двигаемся к казармам, где показываю начало хода от казарм в подбрустверную галерею: стенка на месте, на полу лед, скользко, в общем - мечта суицидника :)

Спускаемся к брустверу, входим в галерею, на местах показываю выемки в стенах для керосиновых лам, ниши для размещения печек-буржуек, для обогрева, осматриваем сквозники, объясняю их назначение (если кто был вне досягаемости: спрашиваем в комментах!).

Осматриваем наблюдательный пост изнутри, находим засыпанный правый вход и начало засыпанной потерны до казарм.

От главного укрепления топаем к левому люнету. Из-за тумана самую малость блуждаем, но скоро выходим к левому входу в галерею. Сразу показываю затопленное начало первой потерны, рассказываю про забавные случаи с ней: вода там очень прозрачная, бывало, что люди туда спускаться начинали и не сразу соображали, что тут вода! Как результат - промокшие ноги, но улыбающиеся лица (“пострадавшего” в том числе). Сейчас же там лёд.

Проходим до начала второй потерны и отправляемся к верхнему полукапониру, на развилках коридора (надо сказать, при строительстве фортов не стоит задача запутать подземные ходы, а наоборот - сделать их проще и понятнее, ведь, когда сверху бомбят, соображать, куда тебе бежать - крайне трудно) показываю траверсы, объясняю их назначение. Спустились немного в первую потерну, к началу затопа. Что удивительно - лёд там поломан, как будто кто-то специально этим занимался.

Возвращаемся назад к развилке. Через некоторое время выходим к полукапониру и поднимаемся наверх, к свету и свежему воздуху. Тут решаем сделать привал, перекусить, уничтожить тортик и поднять рюмки чая за день рождение Тани и 23 февраля (и да! это не только мужской праздник, посмотрите сколько женщин трудится на оборону нашей страны: их чуткие пальцы держат паяльники и паяют платы для РЛС, а сколько их среди контрактников, на узлах связи, коммутаторах и так далее…).

Тортик умудрились честно разделить на 15 частей, по количеству людей и… остались лишние куски! “Кто скромный - тот голодный!”, - и оставшиеся части скармливаются Квазику. Мусор упаковываем в пакеты и трамбуем мне в рюкзак, туда же добавляется сумочка Алёны… Теперь я знаю, самую неудобную вещь для паковки в рюкзак, так-то! :)

С новыми силами спускаемся обратно в катакомбы. План такой: посетить две тупиковые ветки ходов и спускаться в нижний двойной кофр, пройтись по противоминным галереям, выходить обратно в левый люнет и собираться в обратный путь.



в потернах

баян! :)

Далее по ходу сообщения встречаем ряд дырок в полу - это не что иное как минные колодцы. Нужны что бы подорвать проход, дабы пресечь попытки атак под землёй со стороны захваченного левого люнета, при этом не прервать свою связь с водой (далее) и горжевым выходом.

Квазик тут отметился :) на обратном пути обогнал всех, залез в одну из них, и эмитировал хитрое эхо. Подробнее он сам напишет в комментариях, а оконцовка была такой:

  • Эхо?
  • Даааааа…
  • Скажи что нибудь по английски!
  • Я не умеююююю….

На развилке, от которой один тоннель ведёт к казарме, а другой к горжевому выходу (для выхода в открытых ход сообщения с правым редутом, там сейчас дорога, для выхода в тыл и для подпитки обороняющихся с тыла) расположен колодец (я только точно не уверен в его назначении: снабжение водой или часть дренажной системы).

Оба хода сейчас тупиковые, по коридору, идущему к казармам встречаются большие булыжники - последствия завала входа, а, в ведущем в тыловому выходу, мы встретили местных жителей.



местные жители

Таким образом, главный ход сообщения пронизывает гору Попова насквозь! Подъемы и спуски достаточно крутые - можно судить о выносливости и подготовке того поколения, так и всплывают в голове слова Лермонтова из стихотворения “Бородино”:

  • Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!

Полы уложены плиткой на которой, даже мокрой, и мои сверхскользкие ботинки держат мертвой хваткой! Вот как нужно делать, а не ту брусчатку, что утрамбовали по улицам Владивостока.

Возвращаемся назад и спускаемся в двойной кофр левого люнета, лестниц там нет, поэтому наружу не выходим и не поднимаемся на верхний ярус, да и люди уже малость притомились. Кофр двухэтажный: верхний этаж боевой, там находились 6 орудий для обстрела рва, нижний этаж использовался как укрытие артиллеристов и склад боеприпасов. От первого этажа веером расходятся контр-минные галереи, то что они в основании соединены поперечной галереей улучало естественную вентиляцию, а так же улучшало их контр-минные свойства (более гибче и функциональнее становились).

Так решали вопрос отсутствия лестниц в кофре

Поднявшись обратно в люнет, вышли на бетонный барбет для выкатных противоштурмовых орудий, убежище для которых было в сквознике правого выхода из подбрустверной галереи.

Собираться особо было не нужно, поэтому сразу двинулись в обратный путь. Дошли до редута, от туда спустились по дороге до рокадной, далее парой зигзагов и мы уже на пути к ДХП.

Тут стоит отметить опять Алёну: она действительно оказалась самой чистой! Второй зачёт :)

Фотографии: Коля aka Live, по мере поступления будут все остальные выложены в галереи, здесь размещены ссылки.

Заключение

Надеюсь многим понравилось и вылазка оказалась познавательной и интересной. По отдельным отзывам понял - нужно и по другим фортам такое устроить.

Случайно нашел e-mail одного из авторов книги “Владивостокская крепость”, списался и через него приобрёл два экземпляра книги (получилось 500 руб за книгу, говорит что ещё экземпляров 30 осталось), жаль, что из-за недостатка времени не получилось пораспрашивать об истории материалов, узнал только, что первые материалы и чертежи, которые они собирали, датируются 1977 годом, планы перечерчивались на кальку, т.е. труд по её формированию поистине колоссальный. В интернете есть книга издательства 2001 года, у авторов можно купить 2006 года - значительно переработано и дополнено.

Так же полезным источником является альманах “Крепость Россия”, выпуск 1, издательства Дальнаука, Владивосток, 2003 год. В интернете есть электронная версия.

Немного материалов есть и на сайте “Владивостокская крепость”: http://www.vlad-fort.ru/articles/index.php и на сайте “Крепость Владивосток”: http://fortress.bosfor.ru/

Можно почитать краткий исторический очерк “Владивостокская крепость”: http://fortress.wl.dvgu.ru/histiry.htm

Крайне полезным источником является “Фортификационный словарь” полковника Шперка (издательство ВИА, 1946 год), его электронная версия: http://www.szst.ru/library/shperk_s/

Из других полезных сайтов:

Tags: life

Си, прекрасное Hightide

comments powered by Disqus