Школа юного (не очень, и даже крайне не очень) туриста
Занятие 1 (лекция). Вводное
База:
- Что мы знаем про родной край? Куда ходить, зачем ходить, почему ходить?
- Отношение нас к природе и её к нам (из области мистики и изотерики).
- Минимум необходимого для простейшего похода: одежда, личное и общественное снаряжение, продукты и питание (обзорно)
- Физическая подготовка: пожелания и рекомендации
Дополнительно: про спортивный туризм, категории сложности, нормативные документы
Занятие 2 (практика). Вводное
Выезд на природу в субботу или воскресенье, район Седанкинского водохранилища, с учётом пожеланий о необходимом минимуме для похода. Отработка постановки и снятия лагеря. Возможно придётся разнести
База:
- Установка палаток и тентов (желательно - различной конструкции)
- Костёр на стоянке. Виды костров, их назначение. Разведение в различных условиях (дождь, сырость).
- Костровые принадлежности, организация очага.
- Укладка рюкзака.
- Снятие лагеря, приведение места в порядок.
Занятие 3. (лекция). Снаряжение
- Одежда, концепция “трёх слоёв”.
- Обувь.
- Трекинговые палки.
- Гамаши, бахилы, “фонарики”
- Пенки, хобы.
- Рюкзаки.
- Палатки, тенты, материалы, вместимость, ветро и водостойкость.
- Фонари.
- Компас, карты, GPS (обзорно)
- КЛМН - Кружка Ложнка Миска Нож.
- Котлы.
- Пилы, топоры.
Оставить на спецзанятие:
- кошки
- снегоступы
- базовый набор для пользования веревками: сами верёвки, беседки, карабины, подъемные и спусковые устройства.
- дополнить?
Занятие 4. (практика). Продолжение базы
Выезд на 1 день в район Седанкинского водохранилища.
- Проверяем как прошлые навыки отложились в голове, продолжаем рассказывать что не успели на прошлом практическом занятии. Смотрим на практике снаряжение (на примере моего).
- А так же будем учиться приваливаться, с небольшим переходом, и ставить лагерь, будем смотреть, сколько это у нас занимает времени.
- Учимся вязать основные узлы:
- Для связывания верёвок
- Одинаковой толщины:
- прямой (рассказать про рифовый и двойной рифовый)
- двойной рыбацкий (грепвайн)
- встречная восьмерка
- Разной толщины
- котовый
- брамшкотовый
- Одинаковой толщины:
- Незатягивающиеся петли:
- беседочный (булинь)
- восьмерка
- Затягивающиеся петли:
- штык
- Другие:
- схватывающий узел
- австрийский проводник
- Для связывания верёвок
Ещё узлы нужны?
Занятие 5. (лекция). Организация простейшего похода
- Подготовка к походу. Выбор района похода, цели. Разработка маршрута, планирование заброски и выброски. Подготовка картографических материалов.
- Распределение обазанностей в группе: руководитель похода, завхоз, медик, дежурные.
Занятие 6. (лекция). Питание в походе
Здесь нужны мнения людей, которые планировали меню и раскладки на длительные походы.
- Белки, жиры и углеводы: для чего нужно?
- Планирование питания в походе: меню и раскладка.
- Закупка и заготовка продуктов.
- Приготовление пищи на костре (крышки на котлы, зачем они и т.п.)
Занятие 7. (лекция). Основы топографии
Нужен знающий человек. Хотя основы могу рассказать и сам. Нужно практическое
- Карты, планы, схемы
- Масштаб
- Топографические знаки: объекты, ориентиры.
- Рельеф.
- Компас. Виды. Азимут: магнитный, истинный.
- Ориентирование.
- Использование GPS
Занятие 8. (лекция). Медицина
Тут так же нужны мнения спецаилистов. Хорошо бы раздобыть манекен. Возможно вынести в спецкурс?
“Туристом можешь ты не быть, но оказать медпомощь ты обязан”.
- Опасности в лесу: змеи, полевки (прячем еду!), клещи, ядовитые растения, ушибы, растяжения, переломы.
- Состав групповой аптечки.
- Состав индивидуальной аптечки.
- Травмы:
- вывихи
- растяжения
- ушибы
- кровотечения
- раны
- ожоги
- обморожения, отморожения
- укусы: животных (от собаки до человека), оса, клещи (профилактика, как вытаскивать, что делать если рога остались), укус змеи (в приморье абсолютно опасных нет, умирают от страха)
- Болезни:
- горная болезнь
- сердечно-сосудистая недостаточность
- ангина
- грипп
- аппендицит
- Неотложные случаи (оказать помощь, звать спасателей):
- Клиническая смерть: признаки, действия по реанимации.
- Ситуации, приводящие к клинической смерти: утопление, повешание, электротравма (ЛЭП протянуты по всей стране, защита есть при обрывах, но есть и задержка по времени срабатывания и АПВ), подавившиеся, общее переохлаждение, шок (психический, физический).
- черепно-мозговая травма
- спинно-мозговая травма
Занятие 9. (практика) Идём в поход!
Собственно выход, 2-3 дня (1-2 ночёвки)
Специальные курсы
Занятие #. (лекция/практика) Основы альп-подготовки
Основы и я могу рассказать, но лучше, если даст материал кто-то более вплотную с этим работащие.
- Обвязка, как одевать.
- Страховка и самостраховка. Устройства для самостраховки
- Карабины.
- Спусковые устройства: восьмерка, рогатка, решётка, узел УИАА, стопор-десантер (у меня с ним плохие ассоциации, точнее у моей пятой точки, кто захочет - покажет) (а всё этой найти в клубе можно? рогатка есть у меня, УИАА и так показать можно, восьмерки есть в клубе)
- Зажимы: жумары, кроли
- Техника спуска и подъема по вертикальной и наклонной верёвке.
- Наведение переправы, организация переправы: через реку, через овраг/ущелье.
Занятие #. (лекция/практика) Основы выживания
Случиться может всякое, готовым нужно быть, если не ко всему, то, хотя бы, ко многому. Думается тут нужно устраивать отдельную школу “Робинзонов”, для развития навыков выживания в природной среде.
- Строительство укрытия (сгорела палатка/унесло течением внезапно подошедней реки): зима, лето, межсезонье.
- Добыча огня.
- Добыча пищи.
- Если остался один?..
- Посуда для готовки, употребления пищи (котлы упали в пропость).
Занятие #. (лекция) Психологический климат в группе
Если кто захочет подумать над этой темой - велкам. Но немного своих (и не только) мыслей могу предоставить. Можно даже семинарское занятие устроить, как обмен опытом в существующих походах, свои оценки ситуациям, выводы их них.
К примеру:
- Был у нас в стройотряде два человека, оба филонщики, но один филонил с унылой миной на лице и его корпили вечерами мегния-сульфатом (покруче пургена будет!), а второй на работы в группы был на разрыв: ибо весел и байки травил так, что работать было легче.
- Группа лучше принимает слабого, но внимательного и заботливого участника, неторопливого, но сильного молчуна-флегматика (особенно если он не впадает в панику, так же спокойно действует в критической обстановке).
- Лучший участник - участник, сходивший руководителем!
- Религиозные, национальные и политические темы.
- Разборы дня, разборы похода.
DISQUS